5.09.2012

Обзор книги Тараса Чухлиба "Казаки и Янычары"


Чухліб Т. В. Козаки та Яничари: Україна у християнсько-мусульманських війнах 1500−1700 років. – К.: Вид. дім «Києво-Могилянська академія», 2010. – 446 с.

Не смотря на то, что в мировой историографии вопросу завоевания Османской империи христианских государств в средние века и раннее новое время существует тысячи работ, книга киевского историка Тараса Чухлиба стала первым комплексным исследованием украинского фактора в этом процессе. Автор по-новому интерпретировал сложную историю христианско-мусульманских взаимоотношений в ранее новое время и место в них украинских политических формирований. Авторская концепция интересна тем, что влияет на переоценку нашего восприятия Османской империи. Это очень важно, поскольку в европейских историографических традициях утвердились негативные восприятие мусульманского мира в самых подходах к изучению государств и обществ этой цивилизации. Борьба христиан против ислама в средние века и ранее новое время стала вызовом для интеллектуалов разных европейских обществ. Именно в то время, которое исследуется автором, было создано много проектов военной борьбы з Османской империи, важное место в каких предназначалось и украинскому казачеству. Более того, в той интеллектуальной войне проектов были заложены основы современной общей европейской идентичности.
 Главной ценностью книги есть обилие источников. Значительная часть документов найдена автором в украинских, польских и российских архивах и потому впервые вводятся в научный оборот. Также в работе использовано изданные документы австрийского, турецкого, ватиканского, румынского и татарского происхождения.
Возникновение и дальнейшее развитие запорожского казачества на территории мусульманской степи имело важные последствия для истории всей Центрально-Восточной Европы, поскольку привело к формированию украинской государственности раннего нового времени – Гетманщины. Поскольку в границы этого государственного формирования попал Киев – научная столица славянского послевизантийского мира – то успехи казацкого самопала удвоились пером войскового канцеляриста, что в новейшее время дало «неожиданную» нацию в Европе.
Историк показал причины военных триумфом казачества – фактически маргинальной социальной общности на «украинском» фрагменте границы между христианской и мусульманской цивилизациями. Чухлиб проанализировал копирование казачеством янычарской пехоты, грозной именно огнестрельным оружием (казаки использовали ружья янычар – «янычарки»). Интересно, что в XVI в. турецкое (и следовательно казаческое) огнестрельное оружие была намного лучше чем европейское. Потому нет ничего удивительного, что, за словами Питера Еглунда, в Полтавской битве казацкие рушницы были эффективнее, чем шведские мушкеты.
Украинское казачество успешно освоило уроки военной революции раннего нового времени не только посредством «степных» и западноевропейским влияниям, но и посредством удивительного копирования гвардии Османов. Одежда, прическа, бунчук, вооружение, идеология, модель жизни – это все было общим в запорожских казаком и янычар.
Значимость военной мощи казачества со второй половины XVI в. не вызывает сомнений. Автор приводит интересные факты. Только в последней трети XVI в. больше чем 15 с 27 претендентов на молдавский престол искали поддержки именно у Войска Запорожского. Согласно татарским источникам на протяжении только 1574 г. Казаки пять раз нападали на их владения. В первой половине XVII в. морские набеги казаков изменили политику, экономику и повседневную жизнь Причерноморья, которое до этого было безопасным регионом Османской империи.
На важнейших участках Хотинской битвы 1621 г. – одной из самых больших баталий между христианами и мусульманами – дрались казаки и янычары. Заслуги казаков были отмечены королевичем Владиславом даром Петру Сагайдачному именного золотого меча с надписью «Конашевичу – победителю Османа под Хотином». Казаки также проявили себя в контратаке на  янычарский корпус в ходе Каменецкой битвы 22 октября 1633 г.
Важной была участь украинских казаков в Венской битве. В первой половине 1683 г. военный совет Австрийской империи разработал план ведения военных действий против войск Османской империи, в котором предполагалось участие украинских казаков. Но в реальности численность казаков в битве была незначительной, и они были по разные стороны фронта. Возле стен Вены на стороне христиан было 12 тыс. шляхтичей с украинских воеводств и только 320 казаков. На стороне мусульман было около 200 – 500 казаков в молдавском войске. Интересно, что волынские шляхтичи вместе с казацкой сотней полковника Апостола в ответственный момент битвы были возле главнокомандующего объединенной армией европейских стран – Яном Собесским.
Увеличившийся отряд украинских казаков играл заметную роль в дальнейшем походу в Венгрию. Казацкие войска также отличились в военных действиях на Подолье. С сентября 1683 г. Украинские казаки взяли Немиров, Язловец, Могилев, Чортков, которые имели значительные укрепления и численные турецкие гарнизоны с янычарскими контингентами. Большое значение имел поход казацкого войска под предводительством Стефана Куницкого в ноябре-декабре того года в Буджак, хотя и с плачевным конечным результатом.
Как показал Тарас Чухлиб, роль Крымского ханства и Османской империи в развитии Гетманщины была очень важной. Украинское государство раннего нового времени в 1651, 1653, 1655 и следующих годах имело перспективу стать вассалом Османской империи (подобно до Молдавии, Валахии или Трансильвании), но это не было реализовано по внешнеполитическим и внутриполитическим причинам. Когда в 1668 г. Прибыли послы Ивана Брюховецкого в Стамбул и заявили, что хотят «быть под рукою султана в вечном подданстве» при условии, что повелитель Османской империи будет защищать Гетманщину и не брать дань, то в ответ отправили посольство для договора о подданстве. Следующий украинский левобережный гетман тоже смотрел на мусульманский Константинополь как на столицу возможного протектора. Попытки Петра Дорошенка объединить Гетманщину под протекцией турецкого султана – общеизвестные факты. То, что Порта пробовала создать Русское княжество во главе с сыном Богдана Хмельницкого свидетельствует о ее запоздалой политике расширения своего влияния в северном направлении. Летом 1684 г. Мехмет IV провозгласил новым гетманом турецкого Правобережья казацкого полковника Сулименка (Сулимку). С этого времени согласно с Чухлибом, можна говорить о создании ханской Украины. Также интересными фактами для переосмысления украинской истории есть поданные известия о христианах-австрийцах, которые были захвачены в плен и они были рабами в казаков Ханской Украины.
Книга Тараса Чухлиба создавалась много лет, потому очень полезна для историков Центрально-Восточной Европы. 

Василий Кононенко

    См.: Кононенко В. [Рецензия на]: Чухліб Т. Козаки та яничари. Україна у християнсько-мусульманських війнах 1500-1700 років. – К.: Вид. дім «Києво-Могилянська Академія», 2010. – 446 с. // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. – 2011. – №2.  (http://history.spbu.ru/index.php?chpu=studia_slavica_et_balcanica_petropolitana/2166/2186)


No comments:

Post a Comment