4.05.2012

Международный коллоквиум в Париже



Приглашение к участию в международном коллоквиуме

Петр Великий и европейский интеллектуальный мир:
контекст, коммуникационные сети,
распространение и использование знаний

Pierre Le Grand et l’Europe intellectuelle:
contexte, réseaux, circulations, réalisations

Париж, Фонд Зингер-Полиньяк, 28-29 марта 2013 г.

Организаторы:
Центр Ролана Мунье (Университет Париж-Сорбонна)
Институт Петра Великого (Санкт-Петербург)


Организационный комитет: Ф.-Д. Лиштенан, Д. Гузевич, И. Гузевич, А. Евстратов

Научный комитет: Е. Анисимов, Л. Бели, Г. Вилинбахов, Д. Гузевич, И. Гузевич, А. Кобак, Ф.-Д. Лиштенан.

Преамбула
В 2013 году будет отмечаться важное событие в истории России – 400-летие Дома Романовых, царской и импeраторской династии, насчитывавшей не менее полутора десятков российских монархов. Главной задачей первых Романовых было выведение страны из кризиса и потрясений Смутного времени.
Петр Великий (1672-1725) провел глубокие преобразования, придал России статус империи и ввел ее в европейское пространство как равноправного партнера. Среди инструментов петровских преобразований ведущая роль отводилась переносу, адаптации и развитию европейского знания.
Тема перенесения и рецепции европейского знания в России имеет обширную историографию. Тем не менее, благодаря своей сложности и разнообразию сюжетов, она по-прежнему остается в поле зрения историков как в России, так и за ее пределами. Особенно важны исследования, комплексно анализирующие как само явление переноса знания, так и его влияние на Россию и Европу.
Именно этой тематике посвящен коллоквиум, в рамках которого предполагается собрать представителей международного исторического сообщества, занимающихся исследованием различных аспектов отношений между Россией и Западом в Петровскую эпоху.

Исходные позиции
Оказавшись в юности в Немецкой слободе, Петр I получил первые представления о европейском мире, который вызвал у юного царя острое любопытство и привлек уровнем технического знания и внутренней свободы, который значительно превышал существовавший тогда в Московии.
Уже на первом этапе своего правления Петр I столкнулся со сложнейшими экономическими, военными и внешнеполитическими проблемами. Архаичные государственные структуры (административные, дипломатические, военные) оказывались не в состоянии решать новые задачи. Давно устарели, говоря современным языком, «большие технические системы»: артиллерия, вооружение, фортификация, горная и металлургическая промышленность. Не было флота. Отсутствовали образовательная система и научные учреждения.
Панацея виделась Петру I в заимствовании западного знания, эффективность которого он смог оценить уже во время осады Азова. Особое значение имело участие юного монарха в Великом посольстве – первом и длительном путешествии Петра по Европе. Знакомство с европейским опытом и знанием, перенесение его по всем возможным каналам в Россию, его адаптация на русской почве стали не только одним из основных лейтмотивов деятельности Петра, но и приобрели символическое значение.
В ранний период правления Петра говорить о продуманных планах реформ не приходится: в течении почти двух десятилетий он скорее пытался увернуться от внешних и внутренних ударов, в лучшем случае предупредить их. К концу 1710-х годов, по мере того как Северная война подходила к концу, Петр накопил значительный опыт в применении европейского технического и научного знания. Его действия начинают приобретать все более продуманный характер. Меняется отношение к переносимому знанию, все бóльшую роль начинают играть соображения престижа.
В период становления империи и нового имперского сознания художественное, научное, административное знания приобретают новое звучание, начинают теснить перенос знания технического. Однако и здесь сказывается прагматизм царя. Можно сказать, что он вполне проявил себя в обеих классических ипостасях прагматика по определению словаря французского языка «Робер»: «Доктрина, в соответствии с которой полезность является критерием всех ценностей и в области знания (прагматизм), и в области деятельности (утилитаризм моральный и экономический)». Полезность же понимается при этом как свойство (явления или объекта), благодаря которому его использование является или может быть выгодным для общества.
Благодаря усилиям Петра Великого к концу первой четверти XVIII века в Европе сложился образ России как влиятельного члена европейского сообщества.

Общие вопросы коллоквиума
Как Петр I и его окружение понимали феномен «интеллектуального мира» Европы?
В каких терминах формулировали это понятие?
Как их понимание менялось на протяжении петровского царствования?
Как сочеталась с этим миром глубинная прагматичность Петра?
Что давали эти контакты России – как по формулировкам XVIII века, так и с современных позиций?

Предполагаемые сессии
1. Интеллектуальные контакты
2. Академии и научная жизнь
3. Образование
4. Издательская политика
5. Язык и литература
6. Искусство (живопись, архитектура, театр и др.)
7. Наука и война (артиллерия, фортификация, флот)
8. Путешествия и экспедиции

Требования к докладам
- Это должны быть результаты новых, оригинальных исследований
- Заявки от молодых исследователей будут особенно приветствоваться
- Продолжительность доклада 20 минут

Для участия в коллоквиуме необходимо до 15 сентября 2012 года направить в Оргкомитет заявку (имя, фамилия, место работы и должность, телефон, факс, электронная почта) и краткие тезисы доклада (1000-1500 знаков).
Оргкомитет оставляет за собой право отбора докладов.
Языки коллоквиума: французский и русский, допустим английский

Адреса для связи: igouzevitch@ens.fr; gouzevit@ehess.fr

Заказ и оплату гостиниц в Париже берет на себя Оргкомитет из расчета: 2 ночи – докладчикам из Западной Европы, 3 ночи – докладчикам из России, США и Японии. По просьбе участников гостиницы могут быть заказаны на более долгий срок с дополнительной оплатой за счет самих проживающих.
Дорогу оплачивают участники коллоквиума. В случае возникновения трудноразрешимых ситуаций просим обращаться в Оргкомитет, который в меру своих возможностей попытается оказать помощь.

Предполагается публикация материалов коллоквиума.

No comments:

Post a Comment