Чухліб Т. В. Козаки та Яничари:
Україна у християнсько-мусульманських війнах 1500−1700 років. – К.: Вид. дім «Києво-Могилянська
академія», 2010. – 446 с.
Не смотря на то, что в мировой
историографии вопросу завоевания Османской империи христианских государств в
средние века и раннее новое время существует тысячи работ, книга киевского
историка Тараса Чухлиба стала первым комплексным исследованием украинского
фактора в этом процессе. Автор по-новому интерпретировал сложную историю
христианско-мусульманских взаимоотношений в ранее новое время и место в них
украинских политических формирований. Авторская концепция интересна тем, что
влияет на переоценку нашего восприятия Османской империи. Это очень важно,
поскольку в европейских историографических традициях утвердились негативные
восприятие мусульманского мира в самых подходах к изучению государств и обществ
этой цивилизации. Борьба христиан против ислама в средние века и ранее новое
время стала вызовом для интеллектуалов разных европейских обществ. Именно в то
время, которое исследуется автором, было создано много проектов военной борьбы
з Османской империи, важное место в каких предназначалось и украинскому казачеству.
Более того, в той интеллектуальной войне проектов были заложены основы
современной общей европейской идентичности.
Главной ценностью книги есть
обилие источников. Значительная часть документов найдена автором в украинских,
польских и российских архивах и потому впервые вводятся в научный оборот. Также
в работе использовано изданные документы австрийского, турецкого, ватиканского,
румынского и татарского происхождения.
Возникновение и дальнейшее развитие
запорожского казачества на территории мусульманской степи имело важные
последствия для истории всей Центрально-Восточной Европы, поскольку привело к
формированию украинской государственности раннего нового времени – Гетманщины.
Поскольку в границы этого государственного формирования попал Киев – научная
столица славянского послевизантийского мира – то успехи казацкого самопала
удвоились пером войскового канцеляриста, что в новейшее время дало
«неожиданную» нацию в Европе.
Историк показал причины военных
триумфом казачества – фактически маргинальной социальной общности на
«украинском» фрагменте границы между христианской и мусульманской
цивилизациями. Чухлиб проанализировал копирование казачеством янычарской
пехоты, грозной именно огнестрельным оружием (казаки использовали ружья янычар
– «янычарки»). Интересно, что в XVI в. турецкое (и следовательно
казаческое) огнестрельное оружие была намного лучше чем европейское. Потому нет
ничего удивительного, что, за словами Питера Еглунда, в Полтавской битве
казацкие рушницы были эффективнее, чем шведские мушкеты.
Украинское казачество успешно освоило
уроки военной революции раннего нового времени не только посредством «степных»
и западноевропейским влияниям, но и посредством удивительного копирования
гвардии Османов. Одежда, прическа, бунчук, вооружение, идеология, модель жизни
– это все было общим в запорожских казаком и янычар.
Значимость военной мощи казачества со
второй половины XVI в. не вызывает сомнений. Автор приводит интересные
факты. Только в последней трети XVI в. больше чем 15 с 27 претендентов на
молдавский престол искали поддержки именно у Войска Запорожского. Согласно
татарским источникам на протяжении только 1574 г .
Казаки пять раз нападали на их владения. В первой половине XVII в. морские
набеги казаков изменили политику, экономику и повседневную жизнь Причерноморья,
которое до этого было безопасным регионом Османской империи.
На важнейших участках Хотинской битвы
1621 г .
– одной из самых больших баталий между христианами и мусульманами – дрались
казаки и янычары. Заслуги казаков были отмечены королевичем Владиславом даром
Петру Сагайдачному именного золотого меча с надписью «Конашевичу – победителю
Османа под Хотином». Казаки также проявили себя в контратаке на янычарский
корпус в ходе Каменецкой битвы 22 октября 1633
г .
Важной была участь украинских казаков
в Венской битве. В первой половине 1683 г .
военный совет Австрийской империи разработал план ведения военных действий
против войск Османской империи, в котором предполагалось участие украинских
казаков. Но в реальности численность казаков в битве была незначительной, и они
были по разные стороны фронта. Возле стен Вены на стороне христиан было 12 тыс.
шляхтичей с украинских воеводств и только 320 казаков. На стороне мусульман
было около 200 – 500 казаков в молдавском войске. Интересно, что волынские
шляхтичи вместе с казацкой сотней полковника Апостола в ответственный момент
битвы были возле главнокомандующего объединенной армией европейских стран –
Яном Собесским.
Увеличившийся отряд украинских
казаков играл заметную роль в дальнейшем походу в Венгрию. Казацкие войска
также отличились в военных действиях на Подолье. С сентября 1683 г .
Украинские казаки взяли Немиров, Язловец, Могилев, Чортков, которые имели
значительные укрепления и численные турецкие гарнизоны с янычарскими
контингентами. Большое значение имел поход казацкого войска под
предводительством Стефана Куницкого в ноябре-декабре того года в Буджак, хотя и
с плачевным конечным результатом.
Как показал Тарас Чухлиб, роль
Крымского ханства и Османской империи в развитии Гетманщины была очень важной.
Украинское государство раннего нового времени в 1651, 1653, 1655 и следующих
годах имело перспективу стать вассалом Османской империи (подобно до Молдавии,
Валахии или Трансильвании), но это не было реализовано по внешнеполитическим и
внутриполитическим причинам. Когда в 1668 г .
Прибыли послы Ивана Брюховецкого в Стамбул и заявили, что хотят «быть под рукою
султана в вечном подданстве» при условии, что повелитель Османской империи
будет защищать Гетманщину и не брать дань, то в ответ отправили посольство для
договора о подданстве. Следующий украинский левобережный гетман тоже смотрел на
мусульманский Константинополь как на столицу возможного протектора. Попытки
Петра Дорошенка объединить Гетманщину под протекцией турецкого султана –
общеизвестные факты. То, что Порта пробовала создать Русское княжество во главе
с сыном Богдана Хмельницкого свидетельствует о ее запоздалой политике
расширения своего влияния в северном направлении. Летом 1684
г . Мехмет IV провозгласил новым
гетманом турецкого Правобережья казацкого полковника Сулименка (Сулимку). С
этого времени согласно с Чухлибом, можна говорить о создании ханской Украины.
Также интересными фактами для переосмысления украинской истории есть поданные
известия о христианах-австрийцах, которые были захвачены в плен и они были
рабами в казаков Ханской Украины.
Книга Тараса Чухлиба создавалась
много лет, потому очень полезна для историков Центрально-Восточной Европы.
Василий Кононенко
См.: Кононенко
В. [Рецензия
на]: Чухліб Т. Козаки та яничари. Україна у християнсько-мусульманських війнах
1500-1700 років. – К.: Вид. дім «Києво-Могилянська Академія», 2010. – 446 с. // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. – 2011. – №2. (http://history.spbu.ru/index.php?chpu=studia_slavica_et_balcanica_petropolitana/2166/2186)
Comments
Post a Comment