Приглашение к участию в международном коллоквиуме
Петр Великий и европейский
интеллектуальный мир:
контекст, коммуникационные
сети,
распространение и
использование знаний
Pierre Le Grand et l’Europe intellectuelle:
contexte, réseaux, circulations, réalisations
Париж,
Фонд Зингер-Полиньяк, 28-29 марта 2013 г .
Организаторы:
Центр Ролана Мунье (Университет
Париж-Сорбонна)
Институт Петра Великого
(Санкт-Петербург)
Организационный
комитет: Ф.-Д. Лиштенан, Д. Гузевич, И. Гузевич, А. Евстратов
Научный комитет: Е.
Анисимов, Л. Бели, Г. Вилинбахов, Д. Гузевич, И. Гузевич, А. Кобак, Ф.-Д.
Лиштенан.
Преамбула
В 2013 году будет отмечаться важное
событие в истории России – 400-летие Дома Романовых, царской и импeраторской династии, насчитывавшей не менее полутора
десятков российских монархов. Главной задачей первых Романовых было выведение
страны из кризиса и потрясений Смутного времени.
Петр Великий (1672-1725) провел
глубокие преобразования, придал
России статус империи и ввел ее в европейское пространство как равноправного
партнера. Среди
инструментов петровских преобразований ведущая роль отводилась переносу,
адаптации и развитию европейского знания.
Тема перенесения и рецепции европейского знания в
России имеет обширную историографию. Тем не менее, благодаря своей сложности и разнообразию
сюжетов, она по-прежнему остается в поле зрения историков как в России, так и
за ее пределами. Особенно важны исследования, комплексно анализирующие как само
явление переноса знания, так и его влияние на Россию и Европу.
Именно этой тематике посвящен
коллоквиум, в рамках которого предполагается собрать представителей международного
исторического сообщества, занимающихся исследованием различных аспектов
отношений между Россией и Западом в Петровскую эпоху.
Исходные позиции
Оказавшись в юности в Немецкой
слободе, Петр I получил первые представления о
европейском мире, который вызвал у юного царя острое любопытство и привлек
уровнем технического знания и внутренней свободы, который значительно превышал существовавший
тогда в Московии.
Уже на первом этапе своего
правления Петр I столкнулся со сложнейшими экономическими,
военными и внешнеполитическими проблемами. Архаичные государственные структуры
(административные, дипломатические, военные) оказывались не в состоянии решать
новые задачи. Давно устарели, говоря современным языком, «большие технические
системы»: артиллерия, вооружение, фортификация, горная и металлургическая
промышленность. Не было флота. Отсутствовали образовательная система и научные
учреждения.
Панацея виделась Петру I в заимствовании западного знания,
эффективность которого он смог оценить уже во время осады Азова. Особое
значение имело участие юного монарха в Великом посольстве – первом и длительном
путешествии Петра по Европе. Знакомство с европейским опытом и знанием, перенесение
его по всем возможным каналам в Россию, его адаптация на русской почве стали не
только одним из основных лейтмотивов деятельности Петра, но и приобрели
символическое значение.
В ранний период правления Петра говорить
о продуманных планах реформ не приходится: в течении почти двух десятилетий он
скорее пытался увернуться от внешних и внутренних ударов, в лучшем случае предупредить
их. К концу 1710-х годов, по мере того как Северная война подходила к концу,
Петр накопил значительный опыт в применении европейского технического и
научного знания. Его действия начинают приобретать все более продуманный
характер. Меняется отношение к переносимому знанию, все бóльшую роль начинают
играть соображения престижа.
В период становления империи и
нового имперского сознания художественное, научное, административное знания
приобретают новое звучание, начинают теснить перенос знания технического.
Однако и здесь сказывается прагматизм царя. Можно сказать, что он вполне
проявил себя в обеих классических ипостасях прагматика по определению словаря
французского языка «Робер»: «Доктрина, в соответствии с которой полезность
является критерием всех ценностей и в области знания (прагматизм), и в области
деятельности (утилитаризм моральный и экономический)». Полезность же понимается
при этом как свойство (явления или объекта), благодаря которому его использование
является или может быть выгодным для общества.
Благодаря усилиям Петра Великого к
концу первой четверти XVIII века в Европе сложился образ России как влиятельного члена европейского
сообщества.
Общие вопросы
коллоквиума
Как Петр I и его окружение понимали феномен «интеллектуального мира» Европы?
В каких терминах формулировали
это понятие?
Как их понимание менялось на
протяжении петровского царствования?
Как сочеталась с этим миром
глубинная прагматичность Петра?
Что давали эти контакты России –
как по формулировкам XVIII века, так и с современных
позиций?
Предполагаемые
сессии
1. Интеллектуальные контакты
2. Академии и научная жизнь
3. Образование
4. Издательская политика
5. Язык и литература
6. Искусство (живопись, архитектура, театр и др.)
7. Наука и война (артиллерия, фортификация, флот)
8. Путешествия и экспедиции
Требования к
докладам
- Это должны быть
результаты новых, оригинальных исследований
- Заявки от
молодых исследователей будут особенно приветствоваться
-
Продолжительность доклада 20 минут
Для участия в коллоквиуме
необходимо до 15 сентября 2012 года направить в Оргкомитет заявку (имя, фамилия,
место работы и должность, телефон, факс, электронная почта) и краткие тезисы
доклада (1000-1500 знаков).
Оргкомитет оставляет за собой
право отбора докладов.
Языки коллоквиума: французский и
русский, допустим английский
Заказ и оплату гостиниц в Париже
берет на себя Оргкомитет из расчета: 2 ночи – докладчикам из Западной Европы, 3
ночи – докладчикам из России, США и Японии. По просьбе участников гостиницы
могут быть заказаны на более долгий срок с дополнительной оплатой за счет самих
проживающих.
Дорогу оплачивают участники коллоквиума.
В случае возникновения трудноразрешимых ситуаций просим обращаться в
Оргкомитет, который в меру своих возможностей попытается оказать помощь.
Предполагается публикация
материалов коллоквиума.
Comments
Post a Comment